Как справиться с помыслами?
Ответа однозначного нет. Чтобы победить и исправить помыслы, надо знать их природу.
Помыслы (мысли) являются продуктом деятельности ума и результатом нашего мышления. И чтобы ум прекратил порождать помыслы, надо научить его безмолвию. Чтобы научить ум безмолвию, надо прекратить мирскую жизнь и уйти в пустыню, чтобы победить свои страсти и обучить ум ведению истины и безмолвию. Без принятия монашества это невыполнимо.
У помыслов есть два источника, из-за которых они появляются в уме человека. Во-первых, собственные помыслы человека. Во-вторых, – прилоги помыслов от духов злобы (бесов). В природном отношении они неразличимы и человек неспособен их различать. По содержанию их можно различить в нравственном отношении. Но для этого человек должен быть нравственно хорошо воспитан и обучен христианской культуре жизни. Других возможностей различать помыслы у человека нет. Человек должен научиться, чтобы различать помыслы. Если человек не научен различать их, то не сможет отличить прилог от собственных мыслей.
Однако, прилоги в наших помыслах не играют главную роль. Они единичны и не могут повлиять сильно на ход мышления. Только со страстным умом это происходит. На состояние нашего ума и наших помыслов главное влияние оказывает наш характер, образованность правильная, воспитанность и культура поведения, которой мы обучены, духовная культура души, страстность души и ума. Только когда человек распущен, невежествен в культуре, плохо образован и развращён страстями, прилоги помыслов от духов злобы играют в его мышлении сильную роль. Они управляют умом этого человека. Но это уже демоническая зависимость человека от собственных помыслов. Без переобучения ума знаниями христианской истины и перевоспитания себя по заповедям Христовым бег помыслов не изменить.
Чтобы научиться различать помыслы, надо обучить ум христианской истине и научиться жить по заповедям Божиим. Одновременно прожить брани со страстями, чтобы изучить грехи и страсти (не зная грехов и страстей, не сможешь различить ложные (греховные) помыслы) и обрести опыт духовной брани. Пытаясь победить помыслы, здесь все совершают по неопытности большую ошибку, которая перечёркивает все результаты брани. Мы боремся с помыслами, мы во всём виним духов злобы (врага), но не боремся с собой и ни в чём не виним себя и свои страсти. Мы боремся с помыслами, но они есть плод наших страстей. Мы каемся на исповеди за прилоги помыслов, но не каемся за собственные страсти, которые являются причиной прилогов. Мы боремся с гнилыми яблоками, а не с болезнями яблони, из-за которых и появляются у доброй яблони плохие яблоки. Если не исцелить страсти души и ума, плохие помыслы не победить и от прилогов врага не избавиться. Здесь необходим духовный руководитель (духовник), который и должен научить различать брани и помыслы. Необходима постоянная исповедь и откровение помыслов. Исповедь за помыслы и страсти и покаяние перед Богом за своё недостоинство есть наилучшее средство победы над помыслами. Но нужно помнить, что без победы над страстями души и ума, помыслы не исправить. На это может уйти целая жизнь. Сильнейшим целебным средством против страстей и помыслов, является причащение Святых Даров Тела и Крови Христовых.